Когда работал в газете, пытался найти общий язык с фотографами. А это непросто. Попросишь, бывало, какую-то фотку – принесут с радостью, только напечатай. Очень важно для фотографов было, чтобы ты фотку напечатал покрупнее. Лучше всего – на всю полосу. Чтобы вся газета состояла из фотографий. Чтобы там больше ничего не было.
Но никто их фотки не собирался крупно печатать. Их ставили на две колонки, размером с пачку сигарет. Фотографы роптали. А что им оставалось? Разве что пробиться в «Рейтер» и «Ассишиэйтед пресс», снять выразительное кровавое месиво для «Уорлд пресс фото», и тогда уж положить с прибором на украинские СМИ.
За бортом международных признаний, увы, находятся фотографы, умеющие снимать мирную жизнь. Эти люди великолепно схватывают унылую повседневность, преображая объективом. Превращая заезженный быт в смешные и трогательные сценки. Им, увы, не дадут наград, которые положены их коллегам, способным запечатлеть смерть и страдания мирового уровня.
Плюс - неизбежная политконъюнктура. Ты можешь месяц сидеть в болоте, чтобы снять редкую цаплю. Но «Оскар» дадут тому, кто поймал на брифинге в объектив придурковатого Байдена или Путина.
Такая несправедливость немного огорчает. Почему одним - поездки в горячие точки, оды за бесстрашие и зарплата в валюте? А другим – похлопывание по плечу и лайки в фейсбуке?
Ведь хорошо снимать умеют практически все. Все, кто купил жилетку, обвешался тяжелыми камерами, достиг профессионального уровня и не ленится забраться туда, куда обычный человек трезвым не рискнет.
Ведь одинаково впечатляют снимки, живописующие африканскую резню и купание выпускников в фонтане. Репортаж из хосписа для прокаженных и кадры автогонки.
Искусство документальной фотографии не предполагает вершины, идеала. Тем более - вершины, которую удалось покорить кому-то одному. Самая яркая «карточка» – всего лишь «карточка». Это не формула Эйнштейна и не Серенада Моцарта. Это удачно выхваченная из природы композиция. Каждый умелый фотограф снимет то же самое, просто иначе. Слева, справа, сверху, снизу, с бликами, с фуиками… Сквозь веточку сирени, бутылочное стекло и колючую проволоку. Отраженным в луже после летнего дождя…
Такой уничижительный взгляд на фотоискусство позволяет, однако, им повсеместно восторгаться. Приравнивая тех, кто выставлялся в галереях, к сотням их коллег попроще. Приятно удивляясь тому, как много в Украине отличных фотографов и прекрасных снимков. Одинаково прекрасных.