Непрофессионалы

12.09.2019 09:20

На последнем Венецианском фестивале Украина получила серьезный приз. Фильм «Атлантида» режиссера Валентина Васяновича завоевал главную награду в конкурсе «Горизонты», где были представлены экспериментальные ленты. Картина рассказывает о жизни на Донбассе в 2025 году, после предполагаемой победы наших над сепарами. Несмотря на конъюнктурную тему, фильм, по мнению авторитетных критиков, удался. Васянович симметрично ответил Лознице, ранее отмеченному на параллельном конкурсе Каннского фестиваля за фильм «Донбасс».

В следующем году «Атлантида» выйдет в прокат и желающие смогут оценить это душераздирающее фэнтези. Мне же фильм нравится уже загодя одной своей важной характеристикой. Как пишут сайты, режиссер отказался от профессиональных актеров, снимая в главных и прочих ролях военных и волонтеров. С одной стороны, это так по-украински (режиссер родом из Житомира) – сэкономить на расходах. С другой – как знать, быть может, творческий метод Васяновича укладывается в зарождающуюся на наших глазах тенденцию. Недавно по телевизору показали режиссера, снявшего успешный фестивальный фильм несколькими смартфонами. Создатель киноленты рассказал, что мобилка дает больше творческой свободы, ею можно снимать сцены на улице незаметно для окружающих – все ведь теперь щелкают селфи.

И главное, за такие фильмы, снятые без камер и актеров с дипломами, как видим, дают призы. Так почему бы их не снимать?

Меня тоже берет соблазн сняться в каком-нибудь фильме непрофессионально – если бы, конечно, предложили. Представляете: идешь себе в магазин, а тебя на углу останавливают: «Уважаемый, не хотите в кино сыграть ведущую роль? Мы готовим ленту для Берлинского фестиваля».

-Да можно вообще-то, - переминаешься для вида в нерешительности, хотя внутренне готов. – А про что фильм?

-Арт-хаусный триллер. Трагедия личности в социуме на фоне глобальных трансформаций и распада устоев. Без порнографии, - говорит режиссер.

-А сценарий можно глянуть?

-А зачем он вам? Вы же не Ди Каприо. Будете играть интуитивно методом подсознания и импровизаций, я покажу.

-Договорились, - говоришь.

Затем начинается производственная кутерьма, которая захватывает, подхватывает и кружит каруселью. На съемках напрягаться не надо. Ходишь туда-сюда, говоришь какую-то ерунду таким же артистам, набранным возле «АТБ», а режиссер кричит: «Стоп! Снято!»

Потом начинаешь творчески расти. Подмечаешь нюансы, улавливаешь оттенки, вживаешься в роль, пристаешь к режиссеру, чтобы он позволил больше раскрыться твоему таланту.

-А можно, - спрашиваешь, - я в сцене беспорядков мента доской ударю?

-Можно, - разрешает режиссер. – Только этот мент тоже непрофессиональный. То есть он в полиции работает. Как бы потом у вас проблемы не возникли…

Через год фильм показывают в Берлине в параллельной программе «Восточные горизонты». Кинопресса пишет о твоем точном попадании в образ. В киевских кинотеатрах фильм смотрят три человека, потому что он на украинском. Ну и ладно. Искусству всегда нелегко.

Я за такое кино.

Марко Вовчок-младший, для Досье
Copyright © 2010 "Досье". Разработка сайтов WebUnion При полном или частичном воспроизведении материалов ссылка на www.dosye.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов - гиперссылка). Администрация сайта может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы.
Адрес редакции: [email protected]