
«Галичане все знали», «Львовщина все обеспечивает и помогает всем», «если бы выбрали Чорновола, то такого бы не было», «Бандера стал национальным героем», «мы стали настоящей нацией, о которой говорили в Галичине уже давно», «Западная Украина воюет с Россией с 1939 года», «мы здесь культурные люди, не то что переселенцы», «вот если бы они дошли до Львова, то мы бы им показали»...
Десятки известных людей, сотни сообщений и заявлений в таком стиле начали появляться со второй недели очередной российской агрессии. Они свидетельствуют об одном: часть политических, культурных, образовательных элит и галицких интеллектуалов не понимают, что происходит, и ищут параллелей там, где их нет, хотят придать войне с Россией «галицкий привкус» и показать свою региональную особенность.
Однако этим людям следует понять, что сейчас они больше помогают раскалывать общество, а не объединять. А три ракетных удара по Львову нельзя даже сравнить с тем, что переживают сейчас люди в Мариуполе. Нельзя «тяжелую жизнь» в тылу сравнивать с тем, что пережили люди в Буче, Гостомеле, Ирпене, Чернигове, Харькове.
Большое спасибо каждому, кто в сложное время остался и помогает стране. Однако сейчас не 2014 год и не Майдан. Надо понимать, кто взял на себя основной удар и удержал продвижение россиян, а сейчас отбрасывает их за поребрик. Мотивацией этих защитников была не чья-то правота, идеология или желание что-либо доказать, а жизнь – свою, родных, близких, страны.
Отдать свою жизнь за Украину – это бесценная жертва. Не стоит ее ни с чем сравнивать и привязывать к своему еще живому представлению мира и жизни. Люди исполняют свой долг и хотят спасти других, а не доказать, что кто-то в 1991 году был прав или несправедливо проиграл выборы 1994 года.
Нет и не было у львовян/галичан никакой мессионности, и не будет. Это нужно понять и не пытаться «натянуть сапог на глобус». Фразы, что если бы галичан послушали и избрали Чорновила президентом, то не было бы войны – это манипуляция и самообман. Такая же, как «невступление в НАТО остановит российскую агрессию».
Сейчас уже неважно, что было. Главное, что есть, что Украина едина. Сейчас направление развития страны определяет уроженец Кривого Рога, а обороной занимается уроженец Житомирщины, тыл обеспечивают галичане, получают удар жители востока страны, а держат удар и наносят урон врагу парни и девушки со всей Украины. Мы не должны иметь никаких региональных отблесков и особенностей в политике, образовании и национальном мифе и идее. Донецкие уже пытались навязать свое мировоззрение стране, и для них это ничем хорошим не кончилось.
Сейчас активный этап войны для всей Украины, а не только отдельных регионов. Россия убивает украинцев, а не «галичан» или «дончан». Мы же не делим убитых украинцев по региональному принципу. Так и не нужно делать это во время привычной жизни и не делить победы и проблемы между регионами. У нас есть война за существование страны. Надо выжить, выиграть, начать строительство новой страны. А не говорить во время войны, кто кому и что должен.
Львову и галичанам придется наконец-то немного перестать говорить о своей особенности и пьемонтизме. Подумать над происходящим, а не пытаться построить себе славу спасителей, сидя в очень глубоком тылу и рассказывая, кто и как должен защищать страну. А все попытки навязать нынешней войне какую-нибудь идеологию столетней давности или поднять на пьедестал заслуги отдельных людей или регионов – ничто иное, как помощь врагу рассорить украинцев.
Также не стоит сейчас навязывать какую-либо идеологию и национальный миф для всей Украины. Мы не тоталитарное государство, а демократическое, все сформируется со временем, без давления и принуждения. Главное для государства – задать рамки, отличающиеся от российских подходов.
Радоваться тому, что все говорят о Степане Бандере и наконец галичане в чем-то правы, тоже не стоит. Этот персонаж вырван из контекста истории. Его восприятие часто продиктовано не пониманием роли политика, а раздражающей реакцией россиян на Бандеру. Он не был и не является национальным героем, лидером нации или важной исторической фигурой. Он не более чем военный мем и ответ россиянам на их заявления о нацистах. Он находится на том же уровне, что и фраза с адресом, куда должен пойти русский корабль. Чем дальше от войны, тем больше люди будут его забывать.
То же касается и завоевания Кубани, о котором сейчас говорят некоторые лидеры мнений. Но, к сожалению, не все понимают, что Кубань - давно не Украина, это проблемный регион. Почему-то считают, что от Карпат до Кавказа – цель Украины. Тем, кто, сидя во Львове или Тернополе, стремится к созданию «украинской империи», могу только предложить пойти на фронт. У нас и так уже восемь лет окован Крым и часть Донецкой и Луганской областей, а вы пытаетесь навязать повестке дня войну в стиле России.
Фразы вроде «галичане все знали и все понимали» – это отвратительное и несвоевременное желание выделить себя как более умных и особенных. Желание показать, что мы ведем войну с россиянами десятки лет и потому знаем, кто они. Украина пережила Голодомор и ссылки в лагеря, массовое уничтожение и россиянами, и нацистами. Поэтому говорить, что только галичане пережили зверства – это откровенная ложь. Попытка показать, что кто-то больше страдал, а кто-то сотрудничал – откровенная манипуляция, которая помогает врагу распространять мифы о разных сортах украинцев.
Для каждого жителя Украины теперь должно быть нормой идентифицироваться, как украинец. Раньше мы очень сильно показывали региональную принадлежность, идентифицировали себя с местом проживания как общиной и сообществом. А теперь назвать себя украинцем – это честь. У нас сложилась хорошая ситуация, когда люди чувствуют ответственность за общину и четко указывают, что они украинцы. И все меньше артикулируют региональную принадлежность.
И в первые дни войны враг давил именно на региональные отличия, пытаясь спровоцировать ненависть между людьми. А некоторые наши медиа активно помогали, рассказывая, что с востока страны приехали люди без культуры, которых нужно здесь воспитывать. И сделают это львовские «настоящие бандеровцы».
Победа в войне с Россией – это будет победа Украины и ее народа, равнозначная для всех. Теперь у нас особая страна, вопреки всему показавшая единство, силу, достоинство, стремление к свободе и ответственность.
Мы перестаем выставлять вперед видение отдельного региона или его желания. Теперь начнется формирование единой и неделимой Украины, потому что она стала действительно ценностью – Родиной, за которую готовы умирать и уничтожать оккупантов. Теперь в авангарде Украина и ее проблемы, а не Донбасс, Галичина или Киев.
Сейчас важны историческая память и понимание причинно-следственных связей. К чему приводят вырванные из контекста события и исторические персонажи – мы можем увидеть сейчас в городах и селах Украины. Мы впервые начали говорить о развитии, и это во время войны. Для нас стало важнее показать, что мы демократическая страна свободных людей с ценностями и желанием творить, а не уничтожать. Мы сами наконец начали говорить о стране как отдельном субъекте, а не приложении к России. Теперь все меньше слышим, что нужно делать не так, как в России, но все больше, что нам нужно думать, как развиваться, что делать и к чему стремиться.
Все навязывания скопированной в России идеологии агрессии делают нас похожими на них. Национальный миф должен сформироваться не на противостоянии с Россией, а на нуждах Украины и украинцев. Особенности регионов могут быть в культуре и традициях, но не политическими или идеологическими. Возвеличение одних над другими не приведет к пониманию. А теперь у нас есть шанс на всеукраинский диалог и обсуждение проблем.
Станислав БЕЗУШКО,
Перевод с украинского