Форман

15.04.2018 11:24

«Кукушку» сперва напечатали в «Новом мире».  Ощущение от текста было сильное. Стало ясно, что Кизя – наш человек. 

Чего не сразу скажешь о Формане, подтвердившим, хоть и с Николсоном, извечное: книга лучше фильма.

Но для этого мы, еще студентами журфака, пришли на сеанс в киевский кинотеатр «Киев». В разгаре была перестройка, позволившая крутить спорное заграничное кино. А чтобы у советского еще человека не поехала крыша, Киевский горком партии ввел сопутствующее прогрессивное новшество: перед сеансом острого и непривычного фильма должен был выступить лектор, разъясняющий смысл предстоящей картины. 

А поскольку атмосфера гласности подкреплялась переходом на рыночные рельсы, за эту лекцию кинозритель должен был доплатить 10% от стоимости билета. Что больно ударяло по нашему студенческому самолюбию. Покупая билет на сеанс «с лекторием», я мстительно и громко, чтобы слышала кассирша «Киева», разъяснял людям в очереди, впервые столкнувшимся с подобным сервисом: «Выйдет мудак и будет пи%деть!»

Каково же было наше изумление, когда в роли упомянутого лектора на сцену «Киева» ни с того, ни с сего поднялся университетский преподаватель.

Мы тогда учились в желтом корпусе КГУ (Киевского госуниверситета, ставшего впоследствии национальным КНУрём), расположенным через парк от кинотеатра. Немудрено, что препод нашел себе халтуру вблизи от основного места работы (а может быть, и жительства:  преподы в универе были мажорные, партийные и сволочные, с хорошей биографией и пропиской в центре).

Но надо сказать, что данный преподаватель был не худшим на факультете. Он был, пожалуй, лучшим.  В нашей телегруппе он читал блестящие лекции, сопровождавшиеся хохотом небольшой аудитории. Смысл лекций укладывался в фразу из «Москвы слезам не верит»: будет одно сплошное телевидение. «Ось подивіться: скрізь антени! Ви йдете по вулиці – стирчить! Їдете на поїзді – стирчить! Приїхали в село – теж стирчить!... Дівчатка, я говорю про антени!»

Он и про фильм рассказывал интересно. Точнее, пытался рассказать. Препод был высокоэрудированным, знал языки и, возможно, читал роман Кизи в оригинале. Или же смотрел фильм Формана без перевода на закрытых партийных сеансах. В другой раз я бы охотно подключился к улюлюканью толпы, требовавшей «Кино давай!» Но тут возникла производственная коллизия: это был наш, классный препод, пришедший подработать в кино, раз уж выдалась такая оказия.

Увы, его вскоре прогнали едва не под свист остальные любители западного кинематографа.

Что же до режиссера Формана, прогрессивного и талантливого, вовремя сделавшего ноги в Голливуд, его поклонником я так и не стал, зарекшись после «Моцарта» смотреть  что-либо еще. Но, разумеется, что-то еще посмотрел, не помню. Перебираясь в Америку, лучшие режиссеры, как правило, теряют индивидуальность - личную и этническую, будучи вынуждены играть по правилам Империи визуальных эмоций. Так случилось с Бойлом и Кармакуром, так, я думаю, закончил свой творческий путь и Форман.

Марко Вовчок-младший, для Досье
Copyright © 2010 "Досье". Разработка сайтов WebUnion При полном или частичном воспроизведении материалов ссылка на www.dosye.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов - гиперссылка). Администрация сайта может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы.
Адрес редакции: mail@dosye.com.ua