Лента новостей

март 18, 2024

18:43 НАБУинша и ее муж-прокурор из ОП купили во время войны квартиру в Болгарии

18:41 Зампред Нацрады получил в подарок дом под Киевом

март 17, 2024

16:01 Застройщик Мхитарян-младший отрицает свою смерть в Таиланде

13:27 Сдох Москаль

март 16, 2024

17:42 Коля Тищенко почувствовал за собой хвост в Ужгороде

16:23 Избитый уклонист порезал себе вены в закарпатском военкомате

10:48 ВАКС освободил арестованного миноборонщика Лиева

март 15, 2024

17:47 Одиозный закарпатский судья попался пьяным за рулем

17:24 В результате обстрела Одессы погибли экс-вице-мэр и замначальника областной полиции

15:27 Удар по Одессе: 14 погибших

14:48 Брагинский по-быстрому уволился из метро

11:17 Нацбанк советует банкам поискать шпионов в коллективе

10:47 Начальник киевского метро украл столько, что даже Кличко вынужден его уволить

10:13 Журналисты обратили в бегство судью-миллионершу, купившую в оазгар войны новое "Вольво"

март 14, 2024

15:57 Гринкевичу-младшему уменьшили залог

15:43 Тренер "Черноморца" сбежал в Америку

март 13, 2024

19:06 Суд оштрафовал нардепа Дубинского за конфликт интересов

16:56 Убийца журналиста Веремия вышел на волю

15:17 Шуфричу продлили арест

10:17 Судья Хозсуда получил 6 лет за взятку

Столетняя война в украино-российском контексте

23.05.2017 10:40 Столетняя война в украино-российском контексте

Наблюдая за развитием украинско-российского конфликта, все чаще ловишь себя на мысли, что мы «доигрываем» события столетней давности – войну 1917-1921 годов. Наш развод представляется не менее проблемным и долгоиграющим, чем англо-французская Столетняя война (1337-1453), начавшаяся 680 лет назад. Тут вряд ли стоит проводить прямые параллели, но все же аналогий при сопоставлении исторического материала с нашими реалиями возникает так много, что стоит обратить на них внимание.

Предпосылки несостоявшегося «воссоединения»

Все началось с того, что нормандский герцог Вильгельм (офранцузившийся скандинав) в 1066 г. завоевал Англию. При этом множество французских рыцарей и священников переселились на Туманный Альбион, сильно потеснив местную англо-саксонскую знать. Долгое время между ними сохранялся антагонизм, и только в 1100 году женитьба Генриха I на правнучке последнего англосаксонского короля Матильде ознаменовала примирение.

Установление Анжуйской династии (Плантагенеты) еще больше укрепило связи Англии и Франции. Вся английская знать стала франкоговорящей, многие ее представители имели владения на континенте, а сам король – еще и достаточно много вассалов. Однако, имея полную власть на острове, на материке английский король оставался вассалом французского.

Монархи активно вмешивались во внутренние дела друг друга, что привело к целому ряду конфликтов, которые иногда называют «первой столетней войной». В итоге Капетинги вернули часть владений и вообще приструнили Плантагенетов.

Некоторое время это всех устраивало, но противоречия накапливались, и в какой-то момент Эдуард II посчитал претензии Филиппа VI чрезмерными: то присягни как герцог аквитанский, то – как герцог гиенский (и при этом постоянные намеки, что надо бы дать денег). К тому же, в силу династических хитросплетений получалось так, что Эдуард ІІ Плантагенет имел на французский престол не меньше прав, чем Филипп VI Валуа (династия Капетингов как раз пресеклась). Поэтому, в ответ на очередную предъяву английский король ответил что-то вроде «а ты кто такой?..» и объявил о своих претензиях на французский престол.

Впрочем, за более чем сто лет конфликт из междинастического трансформировался в межнациональный.

Почему так долго воевали?

Наверное, это главный вопрос, который возникает у современника.

Зачастую военные действия прекращались из-за нехватки средств. Поначалу основу французской армии составляло рыцарство. Но вассал должен служить сеньору 30-40 дней в году, два месяца – максимум, а за службу сверх того надо было платить. Между тем, денег не хватало.

У англичан армия с самого начала была почти профессиональная, однако у них была другая проблема: в то время не так-то просто было переправить через пролив тысячи людей, лошадей и хотя бы минимальный запас продовольствия и фуража. В этой связи один британский историк заметил, что подвиг английских тыловиков заслуживает не меньшего внимания, чем выигранные битвы.

Несколько раз после эпидемий чумы, которые забирали от трети до десятой части населения, война затухала на много лет. И, опять же, дело тут не столько в демографических потерях, сколько в резком сокращении налоговых поступлений.  

Некоторые из английских монархов не имели амбиций относительно французской  короны – им хватало одной. В свою очередь, во Франции иногда так обострялись внутренние проблемы, что война с англичанами отходила на второй план.

Как и в наше время, враждующие стороны не раз пытались договориться. У них были свои «минский процесс» и «нормандский формат». Посредниками, как правило, выступали римские папы, апеллировавшие к тому, что лучше бы повоевать за Святую Землю.

В общем, между военными действиями были продолжительные перемирия. Однако в подходящий момент та или иная сторона находила причину, чтобы денонсировать мирные договоренности или выйти из переговорного процесса.

Секреты английских побед

И все же удивительно, что война продлилась так долго, если учесть, что 3-4 миллионная Англия имела значительно меньший потенциал, чем 15-19 миллионная Франция. Однако англичане умудрялись меньшими силами не единожды бить французов.

Закаленная частыми боями в Шотландии и Уэльсе английская армия оказалась лучше подготовлена. Английские рыцари были куда более дисциплинированы, чем их французские собратья. Маленькая, но эффективно управляемая армия, как правило, побеждала большую, но слабоуправляемую.

Ударную силу англичан составляли лучники, наносившие противнику жуткие потери. Французские арбалетчики стреляли более метко, но сильно уступали в скорострельности, а англичане били по площадям – как система залпового огня (иногда они макали свои стрелы в говно, так что даже легкие ранения имели тяжелые последствия). Кстати, производство луков и стрел было важной отраслью английского ВПК – к этому очень серьезно относились.

Налоги и репрессии

Французы быстро сообразили, что для победы им необходимо не феодальное ополчение, а регулярная армия. Однако на ее содержание требовались большие деньги. Так что почти сразу на повестку дня встал вопрос о повышении налогов, которые пытались замаскировать разговорами о реформах. Однако такая политика часто приводила к восстаниям.

«Нотабли, считавшие себя сторонниками реформ, с ужасом обнаруживали, что есть другие представления о реформе… и что борьба за эту другую реформу в первую очередь сводится к тому, чтобы вешать, сажать на кол, жечь заживо тех, кто два года только и говорил, что о реформе» (Жан Фавье. «Столетняя война»).

Когда срочно были нужны деньги, французские короли зачастую просто трусили своих налоговиков и финансистов. Например, после поражения под  Креси Филипп VI арестовал главного казначея и еще несколько людей, занимавшихся налогами и финансами. Конечно, все они откупились, а за эти деньги выкупили из плена многих рыцарей и начали формировать новое войско. В конце концов, такие репрессии нравились подданным. Так что,  накануне очередного обострения конфликта Генеральные штаты в ответ на призыв ввести новый налог предложили потрусить налоговиков. Как заметил один депутат, «стоит только какому-нибудь прощелыге стать писарем у сборщика налогов, как он уже щеголяет в мехах куницы и других богатых одеждах… и не садится обедать без гипокраса» (дорогое вино с пряностями).

В свою очередь, французские купцы активно вмешивались в политику и пытались провести реформу государственного управления – в частности, сделать Генеральные штаты не совещательным, а законодательным органом, как английский парламент. Однако все попытки оканчивались неудачно, во многом – из-за региональных разногласий.

В шаге от Англо-Франции

Французский король имел высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Поэтому самыми проблемными для Франции были годы, когда Иоанн ІІ находился в плену, а Карл VI сошел с ума. Тогда все внутренние французские противоречия сильно обострялись. При пленном короле Францию трусило от восстаний, при сумасшедшем – от борьбы за власть между бургиньонами и арманьяками.

В последнем случае ситуацией воспользовался английский король Генрих V. Разгромив французов под Азенкуром, он начал планомерное завоевание Нормандии. Французские соперничающие группировки пытались было договориться, но во время переговоров арманьяки убили бургундского герцога. Тогда его сын заключил союз с англичанами. Сочувствующие бургундцам парижане подняли восстание – перебили арманьяков и впустили в город англичан.  

Бургундский герцог и королева Изабелла уговорили безумного Карла VI признать Генриха V своим сыном и наследником. К тому же, Генрих женился на дочери Карла и Изабеллы. Нормандия переходила в прямое владение Англии, а большая часть Франции становилась неким англо-бургундским кондоминиумом.

Связанный с арманьяками 16-летний дофин Карл укрепился в Бурже, контролируя лишь около трети королевства. Его мать Изабелла заявила, что он – бастард, а потому не имеет прав на престол. Однако те, кто по той или иной причине враждовал с англичанами и бургундами, вставали под его знамена. Также он удачно женился на дочери королевы Иоланды Арагонской, обеспечив себе тыл. И все же, особых перспектив у него не было.

Особенности легитимации

Но тут случилось два непредвиденных события: в 1422 году неожиданно скончался 35-летний Генрих V (безумный Карл VI пережил его), а в 1429 году появилась Жанна д`Арк. Она не только сняла осаду с Орлеана, но и провела дофина через оккупированные территории в Реймс, где он был по всем правилам коронован, став королем Карлом VII.

(Молодая девушка не имела военного опыта, но, обладая необычайной харизмой, воодушевляла солдат и наводила дисциплину. Удивительно, как у нее получалось строить матерых вояк, но ведь получалось!)

А вот сына Генриха V – 10-летнего Генриха VI – вопреки традиции короновали в Париже. К тому же, миропомазание совершил английский кардинал (хотя и в присутствии четырех французских епископов). В общем, инаугурация получилась неубедительная. К тому же, как отметил очевидец, парижан, которые любили хорошо поесть и выпить, возмутило то, что на торжествах в честь коронации их угощали позавчерашним разогретым жаркое!

Кстати, Карл VII хорошо понимал особенности своих подданных. И потому его вступление в отвоеванные города неизменно сопровождалось пышным церемониалом и хорошим угощением.

Цена примирения

Вскоре после коронации Карл VII дистанцировался от своей спасительницы. Ведь Жанна д`Арк выступала за войну до победного конца (этакий «Правый сектор»), тогда как сам король был склонен к переговорам и поиску компромиссов. А ее радикализм и бескомпромиссность этому препятствовали. В то время многие французы (сейчас бы их назвали коллаборационистами, но для того времени это скорее анахронизм) были не в восторге от Жанны и ее «правосеков». Показательно, что ее армия не смогла взять Париж. Причем, английский гарнизон насчитывал около трехсот человек, но город обороняли также сами парижане. И во время неудачного штурма Жанну ранил (а ее знаменоносца – убил) не английский лучник, а французский арбалетчик.

В общем, неудивительно, что, когда Жанна попала в плен к бургундцам, король даже не попытался ее выкупить. И хотя бургундцы продали ее англичанам, но судилище над нею устроили и приговорили к сожжению французские клирики (правда, некоторые из них ранее натерпелись от арманьяков).

Зато вскоре после гибели Жанны король договорился с герцогом бургундским, который разорвал союз с англичанами (правда, королю пришлось пойти на серьезные уступки, фактически признав герцога самостоятельным правителем). После этого настроения парижан тоже изменились – и англичане почти сразу потеряли город.

Проводимая Карлом VII политика примирения была довольно эффективной. Ее трагикомическим финалом стало то, что после его смерти среди отпевавших короля епископов был один из участников судилища над Жанной д’Арк.

Французский путь к победе

Впрочем, политика примирения вряд ли имела бы успех сама по себе. Карл VII, как говорится, ковал победу в тылу, создавая предпосылки для экономического роста. Король упростил переоформление земельной собственности. «Добрые города» получали налоговые льготы, если вкладывали деньги в инфраструктуру: восстанавливали мосты, дороги, порты. Переселенцев с временно оккупированных территорий на 3 года освобождали от налогов (кроме налога на вино). Такой льготой охотно пользовались нормандцы, а на изначально нелояльных гасконцев она вообще не распространялась.

В итоге, у французских пропагандистов появился повод утверждать, что подданным Карла VII живется в общем-то лучше, чем подданным Генриха VI. А главное, экономический рост обеспечил увеличение доходов королевской казны без повышения налогов. Благодаря этому Карл VII создал регулярную армию, которая стала громить англичан и сепаратистов.

Французы эффективно применяли артиллерию, причем не только при штурме крепостей и городов, но и в полевых условиях. Также активно пользовались  методами гибридной войны. Например, во время одного из перемирий англичане решили принудить к союзу бретонского герцога, который старался дистанцироваться от войны. Французы тут же смастерили бретонские флаги и пошли в атаку с бретонским кличем «святой Ив!» (вместо своего «святой Михаил!»). А когда англичане на переговорах возмутились таким поведением, то французы сделали вид, что они тут ни при чем: дескать, бретонский герцог нанял «отпускников».

Фантомные боли английской короны

Поначалу англичане не смирились с поражением и вскоре предприняли попытку реванша. Спровоцировав восстание в Гаскони, они вновь захватили Бордо и при поддержке своих местных сторонников попытались укрепиться на материке. И лишь повторно разгромив англичан и сепаратистов, французы в 1453 году поставили точку в этой войне (хотя мирный договор не был подписан). Поражения во Франции спровоцировали в Англии внутриполитический кризис, известный как Война Алой и Белой розы.

В итоге, у англичан на материке остался только район Кале, захваченный в 1347 году. Из города изгнали французов и заселили англичанами, так что Кале считался частью Англии и даже был представлен в английском парламенте (американским колониям в XVIII веке отказали в таком представительстве). Однако в 1558-м французы захватили и это последнее английское континентальное владение.

Полностью от претензий на французскую корону английские короли отказались только в начале XIX века, уже во время наполеоновских войн – почти через 350 лет после окончания Столетней войны!

В то же время, парадоксальным образом война за французскую корону способствовала росту английского самосознания и патриотизма. Поддерживая претензии своего короля, парламент в самом начале войны постановил, что ни при каких обстоятельствах англичане не будут подчиняться французским законам. В 1362 году парламент принял Акт о судопроизводстве на английском языке, предусматривающий обязательное использование английского в суде. Причем, сам Акт был написан по-французски, который еще более 50 лет – до 1423-го – оставался основным языком английского парламента. А первым официально англоязычным английским королем стал Генрих V, который ближе всех приблизился к французской короне.

В общем, у таких эпохальных конфликтов очень парадоксальная и нелинейная логика. Хотя, наверняка можно сказать, что благодаря Ла-Маншу англичанам и французам разойтись было проще, чем украинцам и русским.

Иван ЧУГА, для «ОРД»

Читайте также

06.12.2023 17:25 / Новости На Полтавщине избили антикоррупционера

21.11.2023 12:58 / Новости Нардеп-"слуга" Одарченко попался на даче взятки Мустафе Найему

17.11.2023 19:35 / Новости Экс-главу Тернопольского облсовета выпустили из СИЗО, ободрав как липку

03.11.2023 22:59 / Новости Нардеп-убийца Николаенко ехал с превышением скорости

27.10.2023 19:07 / Новости Пьяный депутат задавил велосипедиста на Прикарпатье

Комментарии (0)

Добавить комментарий


картотека

добавить материал

Обновления

02.02.2024 20:00 Палатный Артур Посадят ли Палатного?

31.10.2023 17:36 Белоусов Андрей Андрій Білоусов

25.10.2023 17:25 Пашинский Сергей Пашинский Сергей Владимирович: полный крах оружейного барона

последние статьи

загрузка...
baner Copyright © 2010-2024 "Досье". Разработка сайтов WebUnion При полном или частичном воспроизведении материалов ссылка на www.dosye.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов - гиперссылка). Администрация сайта может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы.
Адрес редакции: [email protected]
выборы депутатов политики Украины новости верховной рады биография Януковича биография Тимошенко
сайт ТЕМА